Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

 

ОРКСЭ

основы религиозных культур и светской этики

Документы

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области №01-234 от 11.02.2012 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года вобщеобразовательных учреджениях Челябинской области комплексного учебного курса«Основы религиоздных культур и светской этики»

Приказ Управления образованием Ашинского муниципального района от 11.03.2012 «О проведении оценки готовности общеобразовательных учреждений Ашинского муниципального района к введению c 01.09.2012 комплексного учебного курса ОРКСЭ»

Форма заявления о выборе модуля комплексного учебного курса

Карта оценки готовности общеобразовательного учреждениядля реализации комплексного курса ОРКиСЭ

основы религиозных культур и светской этики

Родителям о комплексном учебном курсе

Учёными и специалистами, привлечёнными Министерством образования и науки России, разрабатан для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей:
 • «Основы православной культуры»;
 • «Основы исламской культуры»;
 • «Основы буддийской культуры»;
 • «Основы иудейской культуры»;
 • «Основы мировых религиозных культур»;
 • «Основы светской этики».

Курс ОРКСЭ носит светский характер — у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Любой выбранный модуль позволяет дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставляет возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса ОРКСЭ входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ — это комплект из 6 книг. Учитывая возрастные возможности школьников 10 и 11-тилетнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Таким образом, курс ОРКСЭ содействует интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствует формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировозрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

основы религиозных культур и светской этики

Система оценивания достижений планируемых результатов по курсу

С целью решения данного вопроса прежде всего необходимо ознакомиться с инструктивно-нормативным письмом «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» для учителей и организаторов введения курса.

В этом письме подчеркивается: «В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок… Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается».

Таким образом, уроки по курсу ОРКСЭ безотметочны. Между тем, контролировать процесс усвоения знаний учащимися на занятиях по ОРКСЭ можно и нужно, в данном случае речь идет об оценке нравственной и культурологической компетенций обучающихся. Эти компетенции рассматриваются как универсальные способности человека, понимающего значение нравственных норм, моральных правил, веры и религии в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.

Возможны следующие подходы к оценке деятельности обучающихся:
 • система «зачет–незачет»;
 • вербальное поощрение учителем;
 • интерес одноклассников и членов семьи к результатам деятельности обучающихся.

Необходимы такие формы контроля, которые предусматривают проверку достижения каждым учеником уровня подготовки по предмету и уровень сформированности учебных умений. Система оценки учащихся в достижении ими планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ предусматривает использование разнообразных методов и форм. 

Методологический инструментарий оценивания учащихся предусматривает использование следующих методов:

1. Тестирование (метод тестов) — выявление степени соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

2. Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

 • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

 • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

 • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения.

Одним из вариантов проверки уровня знаний и сформированности умений является тестирование. На уроках ОРКСЭ целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. Можно предлагать школьникам 2–4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в УМК по курсу.

Возможные варианты тестовых заданий:

1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов дается только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них — «да / нет», «правильно / неправильно» и пр.

2. Задания множественного выбора. Эти задания предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего только один правильный. При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т.е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от 3 до 6).

3. Задания на восстановление соответствия. В заданиях этого типа необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) между элементами двух списков. Обычно задание соответствия состоит из двух столбцов: в первом — вопросы, утверждения, факты, понятия и т.д., во втором — список утверждений или свойств, объектов, которые надо поставить в соответствие.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т.д. Главными преимуществами заданий этого вида являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте. При составлении заданий на упорядочивание элементов следует отметить обязательность инструкции для детей в какой именно последовательности располагать элементы (от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т.п.)

основы религиозных культур и светской этики

Как организовано преподование курса и взаимодействие школы с семьей

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. В массовую образовательную школу введен курс, имеющий чётко выраженную нравственную, воспитательную направленность. Преподают новый курс педагоги школы, в которой учится ваш ребёнок, — учителя начальных классов и гуманитарных предметов.

Значение родительского участия в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» трудно переоценить. На уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, других взрослых, узнаёт их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.

В целом по учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

01 сентября 2017

Реализация комплексного учебного курса

1. Результаты свободного выбора родителями обучающихся модульных курсов
2. Обеспеченость учебниками для реализации курса
3. Потребность в повышении квалификации педагогических работников
4. Система оценивания планируемых результатов

Читать далее...
Подписка на новости сайта
Подписчиков — 7
Изображение
Общероссийский рейтинг школьных сайтов
Победитель
«Победитель. Лето 2018»